Недолгие поиски привели меня к статье в журнале "Air Force Magazine".
Статья в PDF лежит тут:
http://www.rumodelism.com/temp/Air_Forc ... _Yak23.pdf
Перевод статьи можно почитать тут:
http://www.airwar.ru/history/locwar/lam ... yak23.html
А на ютубе можно посмотреть ролик об этом:
http://www.youtube.com/watch?v=bFXAdrJoQl0
Вкратце сюжет таков. Осенью 1953 года из страны №1, в страну №2, транзитом через страну №3 перевозятся самолеты в разобранном виде, поездом. Все страны подразумеваются - социалистического лагеря. Страна №3 тормозит один самолет и предлагает США взять его на время для ознакомления. США организует транспортировку ящиков на базу Райт-Паттерсон, сборку, испытательные полеты, затем разборку и возвращение ящиков в страну №3. Страны не названы, кроме упоминания, что они "балканские", однако по ряду признаков страной №3 можно с большой долей вероятности считать Югославию, имевшую в те времена очень плохие отношения с СССР.
В ходе переписки с забугорными коллегами выяснилось, что канал Discovery снял фильм на эту тему. Среди дополнительных сведений, которые удалось выяснить в переписке, упоминалась неисправность топливного насоса, который был заменен "родным" и сильная изношенность пневматиков, которым тоже удалось подобрать замену.
История, хотя и удивительная, но вполне представимая.
Но сразу возникают вопросы. Из какой дружественной страны и в какую дружественную страну можно транспортировать военную технику через недружественную Югославию? Напомню, что в те времена югославское правительство именовалось не иначе как "фашистская клика Тито". Если все-таки удалось отправить таким образом - почему без конвоя? Почему самолет прибыл настолько потрепанный? Ну и т.д.
Некоторое время назад появилась версия, что самолеты были отправлены из Польши в Албанию (опять же через Югославию):
Цитировано отсюда:Очень ограниченные сведения удалось обнаружить о Як-23, находившихся на вооружении ВВС Венгрии и Албании. Известно, что в эти страны самолеты поступили в 1950-51 гг. и эксплуатировались, как минимум, в течение 5-6 лет. Причем Албании некоторое количество Як-23 и запасные части к ним передала Польша. По данным польского историка Анжея Гласса, с этой поставкой была связана одна из многочисленных шпионских историй периода холодной войны. Перед отправкой самолеты разобрали, упаковали в ящики и погрузили в 20 вагонов. Их путь лежал через Югославию, в столицу которой груз прибыл в полной сохранности. Однако, когда албанцы приехали в Белград за свои добром, то обнаружилось, что вагонов осталось только 19. Сконфуженные сербы объяснить причину недостачи не смогли. Однако через два месяца пропажа нашлась. Оказалось, магическое исчезновение и появление вагона организовали "чародеи" из спецслужб США Они смогли отправить Як-23 за океан, где его собрали и испытали на авиабазе Райт Патерсон, а затем вернули в Югославию.
http://www.airwar.ru/enc/fighter/yak23.html
Однако это тоже выглядит как-то невероятно - по политическим причинам.
После войны Тито пытался создать "Великую Югославию", включив в нее Албанию и Болгарию. С этими странами были заключены военные и таможенные союзы. Но в 1948 году его некоторые действия насчет Албании вызвали сильное недовольство СССР, и Албании было предложено сделать выбор - СССР или Югославия. Выбор был сделан, в результате чего все югославские граждане были высланы из страны, а многие чиновники, заподозренные в том, что они "агенты Тито", (включая членов правительства, выступающих за нормализацию отношений с Югославией) - были репрессированы. Дипломатические отношения с Югославией были разорваны. Представить себе транспортировку военной техники в Албанию через Югославию, да еще без охраны я не могу. У меня неважная фантазия:)
Но вот буквально на днях, делая дежурный гуглёж на эту тему, я наткнулся на более прозаическое и реалистичное объяснение этой истории. Оно нашлось на сайте ACIG (Air Combat Information Group)
http://s188567700.online.de/CMS/index.p ... &Itemid=47
Поскольку на русском языке я этого текста не нашел, привожу собственный перевод. Кусочки текста, полностью заимствованные из вышеупомянутой статьи, я опустил.
Вот такая история. Которая объясняет все, на мой взгляд. Может у кого есть что добавить?24 июня 1953 года, румынский пилот Михаил Дякону (Mihail Diaconu) угнал свой Як-23 в Югославию. Самолет принадлежал 135-му истребительному полку, базировавшемуся в Карансебеш (Caransebes). Он совершил посадку в Югославии. где пилот попросил политического убежища. О судьбе пилота почти ничего не известно, за исключением того, что он уехал в США и сменил имя. В Югославии об угоне было объявлено через 35 дней, в Румынии об этом вообще до сих пор не говорят.
Все опознавательные знаки с самолета были удалены, и он был подвергнут испытаниям (включая испытания вооружения - самолет вооружен двумя пушками НР-23мм с боезапасом по 90 снарядов) в испытательном центре. Испытания проводили три югославских пилота, капитаны Водопивец (Vodopivec), Пребег (Prebeg) и Тодорович (Todorovic). Испытания включали 21 полет общей продолжительностью 9 часов.
Примерно в октябре 1953 года югославские власти связались с резидентом ЦРУ и предложили этот самолет для ознакомления. ЦРУ, в свою очередь, обратилось в Авиатехнический разведцентр на базе Райт-Паттерсон, таким образом и родился проект "Альфа".
[Здесь следует полное описание транспортировки и тестирования самолета в США, скопированное из статьи в Air Force Magazine]
Впоследствии Як-23, который заработал сомнительную честь считаться первым советским самолетом, испытанным на американской земле (северо-корейский МиГ-15 в это время находился на Окинаве), был отправлен обратно в Румынию. О прямых последствиях этого угона в 135 полку ничего не известно. Технологических потерь для СССР не было, поскольку Як-23 был выведен из действующего состава в 1951 году, а наиболее боеготовые самолеты отправлялись в Польшу и Румынию. Определенно надо сказать, что то, что рассказал Дякону на допросах, нанесло гораздо бОльший ущерб Варшавскому договору вообще и румынским вооруженным силам в частности, чем демонстрация возможностей Як-23.
Американцев самолет тоже не впечатлил, тем более, что к этому времени уже был опробован гораздо более совершенный МиГ-15.
[Здесь следует описание недостатков из все той же статьи]
Югославия получила наибольшую выгоду - она получила возможность испытать самолет, который стоял на вооружении как фронтовой истребитель в Болгарии и Румынии, ее вероятных противников. А такой жест доброй воли в отношении США безусловно проложил путь для поставки югославским ВВС американских самолетов Т-33, F-84 и F-86.
[/size]