DAS (+) писал(а):На следующий день Сергей предложил посмотреть, что он тогда нафотал. Я обомлел: на фото был совершенно другой город. Красивые виды, удачно пойманые солнечные лучи, на минутку выглянувшие между тучами, невероятно оживляли фотографии. И я попал в ступор ,когда понял, что всё то время, когда он делал эти фотографии, я шёл рядом с ним, не отставая ни на шаг. И я абсолютно не видел этой красоты!
Вот тогда я понял, чем отличается Фотограф от фотографа: необходимо не просто хорошо обращаться с камерой. Нужно ещё чётко и безошибочно видеть красоту, и уметь её передать так, чтобы человек, не умеющий её видеть вживую, без проблем увидел её на фото.
К чему я это написал- у меня этого умения нет, а Вашей Мамы, скорее всего, есть.
Дмитрий, хоть у меня опыт
осознанного фотографирования всего полгода, могу сказать следующее: это
лечится приходит с практикой.
У меня по жизни похожая проблема: мне нечего сказать людям. То есть технические приёмы, неважно в какой области: фотографии ли, живописи, поэзии или прозе, моделизме — они бесполезны, когда нет некоей идеи, мысли, которую пытаешься донесли до зрителя. Но чтобы идея пришла, надо тренировать "творческую мышцу". А для этого надо уже уметь хотя бы базовый технический минимум. Для художника это академический рисунок, для моделиста — ну, тут всем присутствующим всё и так понятно, для фотографа — знание композиции, начал оптики, матчасти собственной фототехники. Художники ведь тоже начинают рисовать не с "Девятого вала", "Человека с филином", "Чёрного квадрата" или "Вероломства образов". Они рисуют кубы, шары, пирамиды и конусы. Их миллиарды, наверное, нарисованы. Точно так же и фотохудожнику никто не мешает тренироваться на птичках, цветочках, городских пейзажах, да тех же помойках. Например, я видел просто офигенную фотографию городского бомжа. Самого обычного, с улицы, в драной ушанке.
Единственное, не надо щёлкать всё подряд, надеясь, что количество само по себе превратится в качество. Каждый кадр должен быть осмысленным. Например: я тренируюсь на огороде на трясогузке. Вот она сидит на бочке. Я набиваю руку и глаз в наведении резкости. Никакой художественной ценности эта фотография не представляет, и я это понимаю. Но, ловя тоненькую плоскость фокуса, я всё равно не забываю об экспозиции и композиции кадра. Если забыл — даю себе подзатыльник, потому что хоть у меня основная задача и состоит в ловле фокуса, проверка экспозиции, а также правильная компоновка кадра должны проводиться на уровне рефлексов.
Только при постоянном самоконтроле количество переходит в стопроцентное качество, когда самоконтроль становится естественным состоянием и уходит на рефлекторный уровень.
Когда-то давно я придумал для себя афоризм. Шедевр один раз может сделать кто угодно. Талант от посредственности отличается тем, что может делать шедевры постоянно.
Никто не требует шедевров, но просто хорошие и очень хорошие фотографии доступны в изготовлении всем. А когда будут хорошо получаться простые фотографии, придёт и понимание, что же нужно добавить именно вот в это фото, чтобы получилось ещё лучше. Причём, сначала это понимание начнёт приходить при просмотре уже готового снимка, потом — при предварительном просмотре на экране фотоаппарата, а после — по время прицеливания. Но на этом этапе, как правило, уже есть некий багаж случайно проявившихся приёмов, которые можно впоследствии применять осознанно: ну, там, блик в объективе при съёмке в контровом свете, или палец, попавший в поле зрения объектива и давший интересный эффект. И, компонуя разные технические приёмы, фотограф анализирует: а что можно выразить, вот именно этим бликом, а как изменится эмоция на лице, если свет поставить вот под таким углом? И сделав миллион различных ощущений на фотографиях (минимум половину из них — случайно), фотограф может в них увидеть то, что ему без полевой практики никогда бы и в голову не пришло.
Ну и совсем мистическое: надо носить в себе готовность к чуду, к удачному кадру. И более того: внутренне требовать от окружающей действительности этого чуда. И, как следствие, внимательно искать его вокруг. И оно обязательно придёт и случится, главное — иметь под рукой камеру и не испортить отличный кадр плохой техникой исполнения.